Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
21:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015

Красикова И В.Педагогический такт
13.02.2015, 20:47

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)

                                           ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ

Красикова И.В.

         Обобщенным выявлением стиля общения педагога является педагогический такт, который является одним из основных показателей педагогического мастерства. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает педагога от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Педагогический такт – это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с воспитанниками и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

         Педагогический такт также проявляется в умении управлять своими чувствами, не терять самообладания. Педагогический такт реализуется через язык и стиль поведения.

         Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности педагога, нахождение меры в отношениях его и воспитанников в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах педагога.

Основными элементами педагогического такта являются:

-    требовательность и уважительность к воспитаннику;

-    умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

-    деловой тон общения;

-    внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

-     во внешнем облике педагога;

-     в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку;

-     в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

-     в сочетании разумной требовательности с чутким отношением;

-     в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

-     в самокритичной оценке своего труда.

         Тактичный педагог приходит вовремя на работу, не повторяет слухов, непроверенных фактов. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Педагогический такт предполагает гибкость поведения  – тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности педагога. На занятиях – четкость, корректность, строгость. Во внеурочное время –непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

         Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, педагог особо должен быть тактичным по отношению к каждому воспитаннику.

         Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

-    естественность и простота обращения;

-    доверие без попустительства;

-    серьезность тона без натянутости;

-    ирония и юмор без насмешливости;

-    требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

-    доброжелательность;

-    деловой тон без раздражительности;

-    выслушивание без выражения безразличия.

         Общение во многом зависит и от самого педагога, от того, как он себя держит с воспитанниками.

         Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль.

         Стиль общения педагога  — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека,

-     его ценностных ориентаций,

-     уровня образования и общей культуры,

-     влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

-     авторитета людей.

         Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль подразумевает:

-   стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

-    все функции в управлении коллективом  сосредотачивает в своих руках,

-    предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

         Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога; в коллективе отсутствует доверительность. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

-    такой педагог слабо адаптируется к педагогическому труду, неорганизованность, неуверенность в принятии решений, почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса, ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

         Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

-  наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

-  высокая культура педагогического общения;

-  интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей);

- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;

- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

         Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу.

         Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт, который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.

Заключение
         Можно говорить об этом много, по-разному обыгрывать ситуации. Важно найти свою манеру, свой почерк. А главное - в любой ситуации оставаться спокойным, не принимать решения сгоряча. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и зла и становится школой практической нравственности.

         Специфика педагогического такта, как формы нравственных отношений, заключается в особой нравственной ответственности педагога - быть ведущим участником общения, педагогического процесса.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 | Добавил: Admin
Просмотров: 1128 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz