ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ
Красикова И.В.
Обобщенным выявлением стиля общения педагога является педагогический такт, который является одним из основных показателей педагогического мастерства. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает педагога от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Педагогический такт – это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с воспитанниками и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Педагогический такт также проявляется в умении управлять своими чувствами, не терять самообладания. Педагогический такт реализуется через язык и стиль поведения.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности педагога, нахождение меры в отношениях его и воспитанников в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах педагога.
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, не повторяет слухов, непроверенных фактов. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия.
Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Педагогический такт предполагает гибкость поведения – тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности педагога. На занятиях – четкость, корректность, строгость. Во внеурочное время –непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, педагог особо должен быть тактичным по отношению к каждому воспитаннику.
Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:
- естественность и простота обращения;
- доверие без попустительства;
- серьезность тона без натянутости;
- ирония и юмор без насмешливости;
- требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
- доброжелательность;
- деловой тон без раздражительности;
- выслушивание без выражения безразличия.
Общение во многом зависит и от самого педагога, от того, как он себя держит с воспитанниками.
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль.
Стиль общения педагога — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека,
- его ценностных ориентаций,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
- авторитета людей.
Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль подразумевает:
- стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
- все функции в управлении коллективом сосредотачивает в своих руках,
- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога; в коллективе отсутствует доверительность. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
- такой педагог слабо адаптируется к педагогическому труду, неорганизованность, неуверенность в принятии решений, почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса, ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль:
- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
- высокая культура педагогического общения;
- интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей);
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт, который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.
Заключение
Можно говорить об этом много, по-разному обыгрывать ситуации. Важно найти свою манеру, свой почерк. А главное - в любой ситуации оставаться спокойным, не принимать решения сгоряча. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и зла и становится школой практической нравственности.
Специфика педагогического такта, как формы нравственных отношений, заключается в особой нравственной ответственности педагога - быть ведущим участником общения, педагогического процесса.
|