ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ
комплексное занятие для детей подготовительной группы
Кузнецова Н.О.
Цель: расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить знания детей о характерных признаках весны;
– закрепить у детей понятие «первоцветы» и познакомить с некоторыми их
представителями: мать-и-мачеха, медуница, незабудка;
– познакомить с приметами весны;
– уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
Воспитательные:
– воспитывать у детей бережное отношение к природе ;
– воспитывать выдержку, умение слушать товарищей;
– воспитывать художественный вкус, уверенность, самостоятельность в
художественном поиске и при воплощении замысла;
– воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению
и сотрудничеству.
Развивающие:
– развивать память, внимание и мелкую моторику;
– развивать навыки невербальной коммуникации, сотрудничества ;
– формировать умения воспринимать и передавать образ весны средствами
художественной и эмоциональной выразительности;
– развивать воображение, цвето- и формовосприятие;
– развивать связную речь детей.
Форма проведения: групповая – 20 детей.
Методы: игра, релаксация, элементы танцевальной ритмики, логические рассуждения, активизация словаря, пение, составление рассказа, бусоплетение, фантазирование.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии –
– бусотерапия,
– релаксация,
– танцевально-ритмическая гимнастика А.И. Бурениной,
– дыхательная гимнастика.
Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, бусы, разноцветные перчатки, релаксационная музыка, дидактический материал, карточки, слайды (картины).
Технические средства: музыкальный центр, интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание пейзажей, чтение и заучивание стихотворений, рисование и лепка на тему «Весна», слушание музыкальных композиций, релаксация, психогимнастика.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Вводная часть
Организационный момент
Дети входят в группу и встают возле стульев.
П с и х о л о г. Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите в окно.
Природа проснулась, все радостно дышит,
Становятся дни все длинней и длинней,
И солнце гуляет все выше и выше,
И веет теплом от оживших полей.
– Давайте поздороваемся с солнцем:
«С добрым утром, солнце!
Мы тебе рады.
Мы проснулись,
За руки взялись».
Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).
Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.
П е д а г о г (поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает). И Таня здесь... И Саша здесь... И Люба здесь...
Дети вслед за ним повторяют: «И Таня здесь». И т.д.
Затем психолог говорит: «Все здесь!»
Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!»
После этого медленно опуская руки, садятся.
П с и х о л о г. Мы с вами изучали сезонные изменения, происходящие в природе весной, и сегодня у нас заключительное занятие.
Ты, весна, весна-красна!
Что с собою принесла?
Д е т и. Принесла я для лугов
Покрывало из цветов,
Принесла для елки
Новые иголки,
Для осин и для берез
Свежих листьев целый воз!
Основная часть
П с и х о л о г. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете признаки весны.
Интерактивная игра «Времена года»
На интерактивной доске появляется изображение весны, дети выбирают нужные признаки, и картинка как бы «оживает».
Игра «Рассказ о весне»
П с и х о л о г. Теперь давайте попробуем составить рассказ о весне. Помогут нам в этом разноцветные карточки. Ребята, сейчас каждый из вас получит разноцветные карточки, которые помогут составить нам рассказ о весне. Я вам зачитаю, какие изменения в природе происходят весной. Когда вы услышите, что предмет, о котором я говорю, вашего цвета, вы встаете рядом со мной по порядку друг за другом. (Читает текст).
«Наступила весна. Все больше становится солнечных дней. Солнце светит все ярче (желтый), снег начал таять (белый). И вот уже появились первые проталинки (черный). В лесу журчат ручьи (голубой). Становится теплее, и появляется первая травка (зеленый). Распускаются первые весенние цветы – подснежники (белый). Все больше становится солнечных дней, солнце пригревает все сильнее (желтый). На деревьях набухают почки (коричневый), и появляются первые листочки (зеленый). Расцветают цветы – тюльпаны (красный) мать-и-мачеха (желтый), фиалки (фиолетовый), ландыши (белый). Прилетают грачи (черный). Просыпаются первые насекомые: божьи коровки (красный), бабочки (желтый)».
Дети встают по порядку друг за другом, держа в руках разноцветные карточки и повторяют рассказ про весну самостоятельно.
П с и х о л о г. Молодцы, вы справились с заданием. Ответьте мне на вопрос: что больше всего любят делать дети весной? Конечно, все дети весной очень любят гулять. И я предлагаю вам отправиться на прогулку.
Игра «Здравствуй, друг»
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Здравствуй друг! Поворачиваются вправо и машут правой рукой.
Здравствуй друг! Поворачиваются влево и машут левой рукой.
Становись скорее в круг! Встают в круг.
Свою руку другу дай, Протягивают руки друг другу.
Хоровод наш начинай. Идут по кругу.
Поднимаем руки вверх, Поднимают руки вверх.
Хорошо нам видно всех,
Руки вниз мы опускаем Останавливаются и опускают руки.
И тихонько приседаем. Приседают.
Друг за другом мы идем,
Не спешим, не отстаем. Идут по кругу.
А теперь остановились, Останавливаются, руки на поясе.
Ручки наши расцепились.
Все бегом, не отставайте,
Себе пару выбирайте. Встают в пары.
Танец-игра «Найди себе пару»
Дети стоят парами в исходных положениях.
Музыка А: хлопают в ладоши.
Музыка В:
1-я фраза: отходят друг от друга, помахивая рукой.
2-я фраза: подзывают к себе жестом нового партнера и подходят к нему.
Далее движения те же, только с новыми партнерами.
Заключение: кружатся в парах и обнимаются.
Игра «На прогулке»
Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга.
По команде «Закрыть глаза», дети закрывают глаза и ходят по залу.
По команде «Раз, два, три, друга ты себе найди!
Ты глаза не открывай, а кто, это угадай!» дети встают в пары, на ощупь определяют, кто стоит рядом, и называют имя соседа.
Пс и х о л о г. Шли мы по лесу и вдруг увидели перед собой скалу, и нам надо пройти по узкой тропинке.
Игра «Скала»
В середине зала на полу выкладывается веревка длиной 5 м. Одна часть детей выстраивается вдоль веревки, крепко держась друг за друга и образуя форму горы или треугольника – «скалу». Остальные дети по очереди проходят по веревке вдоль них. Дети могут держаться друг за друга и опираться на «скалу». Главное – не потерять равновесие и не сойти с веревки.
П с и х о л о г. Ребята, вы очень устали давайте отдохнем.
Игра «Потянулись-сломались»
Дети образуют большой круг.
П с и х о л о г. Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше. А теперь опустите кисти рук. Теперь – опустите руки в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Наклонилось туловище, подогнулись колени, и мы опустились на пол. Наступило полное расслабление.
Игра «Букет»
П с и х о л о г. И вот, ребята, мы оказались на цветочной поляне.
Детям раздаются карточки с рисунками цветов (подснежники, ландыши, нарциссы и др.). Ведущий быстро называет какой-либо цветок, после чего те из участников, которые выбрали данный цветок, должны поменяться местами. Может даваться описание цветка: «Поменяйтесь местами те, у кого цветок белого цвета». И т.п. Если ведущий говорит слово «букет», то меняются местами все.
Игра «Первоцветы»
Ребенок выходит, берет карточку с цветком и дает описание цветка по определенной схеме.
1. Какого цвета.
2. Где растет.
3. Когда расцветает.
4. Форма цветка и листьев.
5. Характерные особенности.
Если цветок угадан, то на интерактивной доске появляется его изображение.
П с и х о л о г. Давайте с вами немного отдохнем.
Динамическая пауза «Разноцветная игра»
Дети выполняют движения под музыку.
П с и х о л о г. А сейчас я предлагаю вам, ребята. поиграть в разноцветную игру.
«Игра с бусами»
Дети выполняют комплекс упражнений с бусами: улитка, дорожка, кольцо, цветок, змейка.
П с и х о л о г. Теперь я предлагаю вам полюбоваться весенними пейзажами.
Слайд-шоу
П с и х о л о г. Ребята, я думаю, что мы с вами получили вдохновение. Попробуйте нарисовать картину с помощью бус на тему «Весна».
Дети выполняют задание.
П с и х о л о г. Вы молодцы, у вас получилась замечательная картина.
Релаксационный этап
П с и х о л о г. Ребята, вы справились с заданием. А теперь давайте попробуем почувствовать, как пробуждается природа после долго сна.
Релаксационное упражнение «Пробуждение»
П с и х о л о г. Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. (Произносит текст).
«Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое семечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чувствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и комфортно, что оно расслабилось и позволило земле заботиться о себе. Земля, как родная мать, убаюкала семечко, и оно заснуло.
Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, и наше семечко проснулось. (Дети открывают глаза). И тут оно услышало голоса птиц, животных, почувствовало вокруг движение насекомых. Семечко уцепилось за землю своими корешками и потянулось вверх, к солнышку. (Дети садятся на корточки).
Вначале на поверхности земли показалась первая травка. Солнце светило все ярче, и травка набирала силу и росла все выше. (Дети в зеленых перчатках медленно поднимаются, далее постепенно поднимают руки вверх).
Травка продолжала тянуться вверх, к небу. Вот на травке появился бутон, и вскоре бутон раскрылся и превратился в прекрасный цветок. (Дети в розовых и красных перчатках постепенно раскрывают сомкнутые ладони). Подул легкий весенний ветерок. И вот уже на деревьях набухли почки, и появились первые листочки. (Дети перестраиваются и изображают ствол дерева. Сначала руки сжаты в кулаки и постепенно раскрываются).
Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы превращаетесь в великолепную бабочку. Движения ее крыльев легки и грациозны. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка».
Надеюсь, мы с вами смогли прочувствовать, как просыпается природа.
А теперь мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.
Примечание: упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.
Заключительная часть
П с и х о л о г. Ребята, скажите пожалуйста, какое у вас весной настроение ?
Дети отвечают и перечисляют по очереди какое у них настроение: веселое, радостное, чудесное, активное, хорошее, приподнятое, солнечное, отличное, замечательное, весеннее, превосходное, праздничное, взволнованное.
П с и х о л о г. Ребята, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).
Давайте поделимся с нашими гостями нашим хорошим настроением.
Р е б е н о к. Берегите первоцветы,
Весны первые шаги!
Ранним солнцем
Чуть согреты
Эти первые цветы!
Проводится раздача подарков гостям.
Подарки гостям – букетики цветов, сделанные из бумаги.
|