Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015

Лунева Н.А. Реализация возрастных потребностей дошкольников средствами музыкально-ритмических движений
24.09.2015, 18:23

ИНТЕНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Лунева Н.А.

   Дошкольный возраст — это не только прекрасная, неповторимая пора, это еще и наиболее ответственный период жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития ребенка.

   Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию, куда включаются слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

    В связи с введением Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста.  Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности данного периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим комплекс музыкальных действий (пение, движение и слово).

    Данная тема актуальна еще и потому, что в современном обществе более чем остро стоит проблема здоровья и его сохранения. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В связи с этим возникает необходимость целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на всех ступенях системы образования. И детский сад следует рассматривать как первую ступень валеологического образования, а весь процесс жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении направлять на сохранение и укрепление здоровья. По моему мнению, с этой целью в дошкольном возрасте доступнее и эффективнее всего использовать ритмопластику, которая основана на простых общеразвивающих движениях, как первую ступень, ведущую к хореографии. Ее результативность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка.

   Нельзя не сказать об эмоциональной сфере, которая достигается музыкальным сопровождением, выразительными движениями и чувством ритма. Музыкально-ритмические композиции включают в себя упражнения, сюжетные танцы, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию действий человека, игрушек и животных. Постепенно, в процессе развития и перехода от одного возраста к другому у ребенка улучшается координация движений, ритмический слух и, следовательно, появляется больше возможностей для исполнения сложных композиций. У дошкольника расширяется кругозор, ему доставляет удовольствие воспринимать классическую музыку, он начинает ее любить и понимать. Изучив много литературы по музыкальному воспитанию детей, посетив курсы таких замечательных хореографов и музыкантов как А.И. Буренина, Т.И. Суворова, И. Новоскольцева, И. Каплунова, и из собственного опыта я поняла, что одним из эффективных приемов развития музыкальных способностей детей является передача характера музыки в движении. Слушая музыку, дети имеют возможность передавать в движениях ее особенности (темп, динамику, ритмический рисунок, акцент, фразу). В своей педагогической деятельности я использую музыкально-ритмические композиции таких педагогов как И. Каплунова и И. Новоскольцева, Н. Зарецкая и З. Роот, Т. Суворова, А. Буренина и др.  Опыт использования программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной показал, что дети овладевают не только двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Привлекательность этой программы для меня видится еще и в том, что она доступна и интересна для детей разного возраста и различных способностей. Моя задача – сформировать у детей желание и потребность жить в мире движений, ощущать радость, счастье, любовь, успех, получать удовольствие от занятий, наслаждаться красотой движений. Они должны научиться координировать свои движения, развивать гибкость и пластичность, умение владеть своим телом и легко манипулировать им в движении, вырабатывать чувство ритма. Для этого им требуется создать атмосферу эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощенности, самостоятельности и творческой активности.

   На первом этапе работы я привлекаю внимание детей к музыке, подвожу их к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослых. Используя свой личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, я учу развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения. Обращаю внимание на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учу реагировать на смену контрастных частей, движений, отмечая их сменой движений, и на то, что по окончании музыки движения надо прекращать.

   Необходимо выделить содержимое занятий по каждой возрастной группе, поскольку музыкально-ритмические движения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, детям 3-4 лет свойственна непосредственность и эмоциональность, а еще неразвитая мускулатура тела, слабое чувство равновесия, недостаточная сбалансированность движений. Поэтому объем и разнообразие танцевальных упражнений носит более игровой характер: «Ветер качает листики», «Зайчик прыгает», «Птичка зернышки клюет» и др.  Ближе и понятнее малышам имитационные движения, подобранные из различных образно-игровых упражнений: «Петушок», «Мышки и кот», «Веселые мячики». Из программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной с детьми младшей группы я разучиваю композиции «Белочка», «Лошадки», «Куклы-неваляшки» и др.

В возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Одной из главных задач является развитие ритмичности, легкости движений, так как мускулатура становится более развитой. Ребята уже могут исполнять движения самостоятельно, без педагога. Благодаря этому можно  побуждать детей к простейшему творчеству.  У детей средней группы значительно более богатый музыкально-двигательный опыт, растет их сознательное отношение к движениям, появляется желание делать их лучше, осваивать новые.  Все это позволяет мне более требовательно относиться к исполнению танцевальных или образных элементов.  В средней группе я разучиваю с детьми «Упражнение с осенними листьями», «Волшебный цветок» из репертуара «Ритмической мозаики», а также песни-инсценировки и хороводы, предложенные И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, Т. Суворовой, З. Роот.

   Дети старшего возраста при систематической работе уже имеют хорошее двигательное развитие, значительный запас движений и более развитое музыкальное восприятие. Требования, предъявляемые к детям 5-6 лет в отношении четкости и выразительности, предполагают серьезную и систематическую работу над каждым движением.

   Особенностью содержания работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 6-7 лет является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения, способность к запоминанию и самостоятельное исполнение танцев и композиций. В этом возрасте дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации и легкости. Заметно расширяется объем упражнений, которые он способен выполнить.

    Успех в работе заключается не в механическом запоминании движений, а в умении детей сопереживать содержанию танца и отражать это в пластике. Важно обращать внимание ребят на выражение их лиц: они зачастую сосредоточенно-серьезные, либо взгляд устремлен под ноги.

   При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребенка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под нее движения (т.е. чувство ритма, способность выразиться творчески).    Таким образом, танцевальное движение – один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

   Анализ собственного педагогического опыта и все вышесказанное заставили меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творческий подход к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого необходимо привлечь их внимание, сформировать интерес, мотивацию к музыкальной деятельности. Поэтому большое значение в детском саду имеют праздники.

   Праздники являются значимым фактором повышения мотивации к познанию, к обучению. Танцевальные композиции, хороводы и упражнения с предметами будут более красочными и лучше запомнятся детям и родителям если ребята будут выступать в костюмах, в нарядном зале, с яркими и эстетичными атрибутами. А если костюмы или его элементы готовятся родителями вместе с детьми, это еще больше вдохновит ребенка на активное участие в танце, инсценировке и в целом в празднике. Тогда даже роль отрицательного героя будет исполняться с удовольствием и вдохновением. Например, дошкольники с удовольствием играют роли Клякс в танце «Кляксы» на выпускном празднике или импровизированный танец злого волшебника. Замечательная музыка Э. Грига, красочные костюмы позволяют ребенку с помощью движений и мимики передать образ негативного героя.

   Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят.

   Реализация возрастных потребностей дошкольников средствами музыкально-ритмических движений происходит не только в ходе разучивания упражнений и танцев. В условиях организованной образовательной деятельности развитие музыкально-ритмических движений стимулируется и в ходе музыкальных игр. В работе с дошкольниками я использую разнообразные игровые формы, такие, как игры-забавы, пальчиковые игры, логоритмические игры, игры-пантомимы и другие.

   В своей практике применяю вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, рекомендованные М.А. Давыдовой. Обычные, всем хорошо знакомые движения (прыжки, приседания, поскоки), получая соответствующее музыкальное оформление, выполняются детьми воодушевленно, эмоционально. Упражнения, музыкальные игры и аутотренинги, предложенные М.А. Давыдовой в различных пособиях, я использую в своей работе с детьми, начиная с младшего возраста. Это простейшие игры, требующих элементарных умений. Например, «Наши ручки», «Барашеньки», «Палочки веселые» и другие. Затем упражнения и игры усложняются, становятся более интересными, разнообразными: «Музыкальное соревнование», «Здравствуй, здравствуй, музыкант», «Качели».

    Игры-забавы способствуют развитию речи, правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.

   Разнообразные игры помогают дошкольникам овладеть элементами выразительного движения, учат ориентироваться в пространстве, согласовывать  свои действия друг с другом, способствуют развитию у детей фантазии, воображения. Игры несут в себе положительный оздоравливающий эффект, а также способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.        Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию движений являются «Игры со словом». Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает активировать у ребенка творческие проявления.

   Таким образом, использование многообразия музыкальных игр в работе с детьми дошкольного возраста положительно влияет на их общее развитие, а именно – на функциональную деятельность, формирование психических процессов, музыкального слуха, координацию движений и эмоционального состояния. Музыкальная игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию общительности. Педагог ставит детей в такие условия, которые требуют умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

    В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в формировании творческой и гармонично-успешной личности.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 | Добавил: Admin
Просмотров: 681 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz