ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 6 (2015)
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР
Меркушова Л.А.
Примечание. Данный материал создавался в русле практико-значимой работы
«Проектирование непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий в старшей группе по художественному творчеству»
Актуальность. Подводный мир очень красочен, ярок, но не доступен для изучения детьми напрямую. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» дошкольников в интересную для них тему и делает детей и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это дает возможность воспитывать детей-«деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Внедряя в работу инновационные технологии, которые нам помогут решить поставленную проблему, мы выделяем следующие основные задачи – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.
Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения.
Ожидаемый результат:
– у детей создается багаж знаний о разнообразии подводного мира;
– формируются чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе, чувство цвета и формы;
– приобретается владение понятиями «морские животные», «рыбы», и т.п.;
– повышается познавательный интерес к обитателям морей и океанов;
– осуществляется пополнение развивающей среды различными пособиями.
Цель: расширить знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи:
– совершенствовать изобразительные навыки: рисование гуашью узора на основе
гипсовой формы; развивать чувство ритма, цвета;
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
– развивать способность вслушиваться в звуки природы, в мелодию и ритм
музыкального произведения, определять его характер, двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки; развивать способность вживаться в образ;
– пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас
детей, формировать умение размышлять;
– воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать;
– продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей;
– развивать творческую инициативу.
Материалы: макет «морского дна», персонаж Черепаха, презентация на тему «Моря», фонограмма со звуками природы и музыкальными фрагментами, гипсовые черепашки (по количеству детей), фигурки рыб (по количеству детей), палочка-тычок, гуашь, салфетки (по количеству детей).
Х О Д З А Н Я Т И Я
В о с п и т а т е л ь. Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами!
Дети свободно садятся на стулья на ковре.
– Ребята, а умеете ли вы узнавать звуки? Давайте попробуем. Какие звуки вы сейчас услышите?
Звучит фонограмма. Дети угадывают шум дождя, звук грозы, пение птиц, шум моря.
– Верно, это шум моря. Посмотрите, какое оно красивое!
Воспитатель показывает детям презентацию на тему «Моря», включает фонограмму с шумом моря повторно.
– Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Д е т и. Красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное.
– Послушайте стихотворение о море:
«Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться». (М. Жучкова).
– А еще море – манящее. Оно манит нас к себе. Нам так и хочется побывать там.
Давайте все вместе отправимся в морское путешествие. А вы знаете, кто
живет в море, кого мы там можем встретить?
Д е т и. Рыбы, дельфины, раки, крабы, кальмары, медузы.
Рассматривание слайдов морских обитателей.
В о с п и т а т е л ь. А еще в море живут симпатичные разноцветные рыбы.
Воспитатель раздает детям фигурки рыб на ленточках.
Дети и воспитатель встают в круг.
– А теперь отправляемся в путешествие.
«Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется, волны шумят,
Морские рыбки купаться хотят».
В о с п и т а т е л ь. Слушайте морскую музыку и танцуйте вместе со мной так, как вам подсказывает музыка, как вам хочется.
Звучит музыка К. Сен-Санса «Аквариум» дети двигаются в соответствии с музыкой, вживаясь в роль морских обитателей.
Появляется Черепаха.
Ч е р е п а х а. Ох! Ох! Кто это расшумелся? Кто море разволновал?
В о с п и т а т е л ь. Это наши веселые рыбы играли и танцевали.
Ч е р е п а х а. Зачем так шуметь? Не до танцев нам теперь, не до игр.
В о с п и т а т е л ь. Что случилось, бабушка Черепаха?
Ч е р е п а х а. Неприятная, скажу я вам, история приключилась с моими друзьями. Морское холодное течение унесло все наряды моих друзей. А морской царь Нептун пригласил всех черепашек нашего моря на свой праздник.
В о с п и т а т е л ь. Бедные, бедные черепашки! Они же не смогут пойти на праздник без праздничных нарядов!
Черепаха достает из своей сумки гипсовую черепашку.
В о с п и т а т е л ь. Ой, ребята, посмотрите: и правда, наряд совсем не праздничный. А вы тоже хотите, чтобы все черепашки попали на праздник? Но ведь когда нам кого-то жаль, нужно не просто пожалеть, а посочувствовать. Нужно непременно помочь. А помочь мы сможем с помощью вот этих волшебных палочек. Сейчас я покажу вам, как с помощью этих волшебных палочек мы нарисуем праздничный наряд.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель подходит к мольберту. На мольберте силуэт черепахи.
Рядом четыре тычка на подставке, гуашь четырех цветов, салфетка.
В о с п и т а т е л ь. Беру палочку-тычок, набираю краску, о край баночки снимаю лишнюю краску. Прижимаю тычок к панцирю черепахи, видите: остается след краски. Выполняем это действие еще раз... (Объяснение сопровождается показом). А теперь другим цветом – то же самое.
Воспитатель может предложить кому-то из детей повторить действия,
проговаривая свои действия.
В о с п и т а т е л ь. А теперь, ребята, проходите к столам. Помните, какую красивую, нарядную черепашку мы с вами нарисовали. Давайте постараемся придумать и нарисовать для черепашек новые красивые наряды, совсем не похожие друг на друга. Ведь каждый художник видит красоту по-своему. Вы готовы помочь черепашкам? Тогда смелее за работу. Можете взять палочки и краски и красиво украсить панцирь своей черепашки, чтобы она стала нарядной.
Дети рисуют. Звучит спокойная красивая мелодия.
Готовых черепашек дети ставят на макет морского дна.
Затем рассматривают работы, анализируют с помощью педагога.
В о с п и т а т е л ь. Олечка, если бы ты была черепахой, какой наряд бы выбрала. Почему? и т.д.
Дети рассказывают о своих рисунках.
Ч е р е п а х а. Вот это красота! Какие мои друзья стали красивые, нарядные! Я очень рада за них. Дорогие мои маленькие рыбки! Если бы мы с вами не встретились, мои друзья черепашки так и не попали бы на праздник, а ведь без праздников жить так грустно, правда?
Д е т и. Да, правда!
Ч е р е п а х а. У меня на душе теперь хорошо! Радостно! А вы знаете, какую песню поет счастливая черепаха?
Приглашает всех детей на ковер.
В о с п и т а т е л ь. Давайте ляжем на живот и вместе споем любимую веселую песенку черепахи «Я на солнышке лежу».
Дети и Черепаха поют песню.
Ч е р е п а х а. Спасибо вам за помощь, мои маленькие друзья! Вы сегодня потрудились не зря. Я хочу вам за это подарить подарок. Мне пора возвращаться к себе домой. До свидания!
Воспитатель подводит итог занятия.
– Дети, кто сегодня приходил к вам в гости?
– О чем просила Черепаха?
– Как вы помогли е друзьям-черепашкам?
– Молодцы! Каждый из вас нарисовал яркий праздничный наряд для черепашек. Вы им помогли отправиться на праздник к морскому царю Нептуну. В благодарность за эту помощь большая Черепаха подарила вам сладости, которые вы съедите за полдником.
Заключение
Таким образом, соблюдая все требования ФГОС, мы получили целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволило нам «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволило нам сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным. Тем самым мы решили познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. На занятиях применение ИКТ может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями санитарных правил.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Задача ДОУ: повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Все использованные мною компьютерные программы соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Данные разработки позволяют увеличить восприятие наглядной информации за счет увеличения объема иллюстративного материала, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь «ребенок – педагог».
Наблюдая за дошкольниками, можно отметить, что эти дети быстрее вникают в суть изучаемого материала, чувствуют себя самостоятельными; умеют свободно вести себя с собеседником, формулировать четкие и краткие вопросы, делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи; проявляют друг к другу внимание и сопереживание, чутко относятся ко всему живому.
На мой взгляд, работа удалась, так как у детей повысился уровень знаний, о чем можно утверждать по результатам исследования в конце занятия.
Использованная литература:
1. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. – М: Цветной мир, 2013.
2. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозайка-синтез, 2013.
3. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования
и наук РФ от 17 октября 2013.
|