ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
«РИСОВАНИЕ ТЕНЬЮ» – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
теоретическое обоснование и практический опыт проектной деятельности
«Рисование тенью» – один из способов формирования познавательно исследовательской деятельности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Дети познают окружающий мир, проявляя любознательность, стремятся к экспериментам, испытывая желание самостоятельно находить решение в проблемных ситуациях. Всем этим ребенок награжден от природы, и роль взрослого, родителя или педагога – активно помогать ему, стараясь не мешать появлению исследовательских способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность – это, прежде всего, активность ребенка, которую он направляет на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их систематизацию. Последнее свойство зарождается в раннем детстве и поначалу представляет собой простые и как будто бесцельные эксперименты с вещами, в ходе которых возникает элементарная дифференциация предметов, сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), наблюдаются простые орудийные действия.
Старший дошкольник руководствуется уже осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о чем-либо. Проявление детьми любопытства, зарождение интереса к познанию – это исток исследовательских навыков.
Так как ребенок-дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует окружающий мир, сам ищет впечатления, нужные ему как плодотворная благоприятная почва для развития, необходимо постоянно организовывать пространство вокруг него, насыщая грамотно оформленной предметно развивающей средой. Особенно это актуально для детей с задержкой психического развития, у которых нередко наблюдается пассивность или отсутствие проявления задатков познавательной активности. И одним из средств, которое способно быстро «разбудить» в ребенке прирожденного исследователя, является метод «рисования тенью». Данный вид деятельности способен не только помочь педагогу привлечь внимание детей, но и впоследствии сразу добиться увеличения осмысленности в занятии. Постепенно дети учатся выделять интересные, значимые для них объекты, а новые образы, способ их получения, несовпадение с прежними представлениями явления дают мощный толчок наглядно-образному мышлению, а значит – любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
Именно метод «рисования тенью», создание изображений, образов при помощи игры света и тени или проекции тени от предмета на цветную иллюстрацию либо просто поверхность стола в виде картинки, которая получается, когда за определенным набором предметов (детали конструктора небольшого размера, геометрические тела) устанавливается источник света (приложение «фонарик в телефоне»), может быть взят за основу в работе по формированию и дальнейшему развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В виде игровой ситуации детям предъявляется совершенно новый вид исследовательской деятельности, нестандартный подход к изучению свойств, качеств, характеристик предметов как один из аспектов развития потенциала личности ребенка.
Вся деятельность с детьми может быть поделена на несколько этапов, которые основываются на научных исследованиях процесса познания окружающей действительности дошкольниками с позиций личностного развития ребенка.
В самом начале детей необходимо познакомить с тем, что впоследствии им предстоит выполнить, ввести их в игровую ситуацию, рассказывая о постоянном герое и незаменимом друге – «лучике», который живет в телефоне или фонарике, и без которого не получится путешествие в мир волшебства. С педагогом рассматриваются картинки с изображением лабораторий, читается детская литература для погружения детей в необходимый эмоциональный настрой, идет обучение пониманию небольших текстов по теме, умению отвечать на вопросы по содержанию. После того, как дети будут готовы к практической деятельности, педагог призывает их к совместной деятельности. Например:
– Ребята сегодня мы будем работать в лаборатории волшебства!
– А что такое лаборатория?
– Чем в ней занимаются?
– Посмотрите, что у меня в руке? (У вас в руке телефон).
– А кто живет у меня в телефоне? (Фонарик).
– Верно, фонарик; что из него выходит? (Свет).
– Он пришел сегодня к нам, а значит, мы будем играть с тенью.
– Сегодня мы посмотрим и понаблюдаем за таким явлением, как тень.
– Ребята, а тень мы всегда видим? (Нет).
– Когда не будет видно тени? (Ночью).
– Почему? (Нет света).
– Что необходимо для появления тени? (Источник света).
– Что это может быть? (Солнце, лампа).
– Правильно. Мы сейчас проведем небольшое исследование. Возьмем различные предметы, детали конструктора «лего», геометрические формы и посмотрим, что будет, если лучик встанет за предмет.
– Как вы думаете, получится у нас тень? (Да). Пробуем. (Взяли призму, положили на стол).
– Посмотрите, ребята, что вы видите в данной тени? (Предполагаемые ответы детей).
На данном этапе мы запускаем в каждом ребенке механизм открытия новых тайн, впечатлений, ощущений, даем каждому ребенку получить возможность практического опыта, подкрепленного теоретическими знаниями. Пока деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации.
Когда дети поймут элементарный механизм появления тени, можно переходить к следующей стадии обучения, задача которой состоит в том, чтобы вызвать у детей самый различный спектр сильных положительных эмоций (удивление, восторг) и ощущения счастья. При этом необходимо действовать в тесной взаимосвязи с наглядно-образным мышлением и другими составляющими высших психических функций. От получения просто тени мы подводим детей к тому, что в черном пятне теневой проекции мы можем увидеть знакомый силуэт, увидеть и узнать конкретный предмет.
Вопрос «А что ты видишь в этой тени?», адресованный каждому ребенку, рождает множество версий, что позволяет детям сравнивать, анализировать ответы друг друга, искать и видеть в обычных вещах что-то новое, активизируя процессы воображения и мышления. Именно поэтому данный вид исследовательской деятельности целесообразнее проводить с подгруппой или группой детей. Именно тогда дети учатся контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость контролировать свою деятельности, а это очень необходимо детям с задержкой психического развития для возникновения отсутствующих у них волевых установок.
Далее дети в игровой форме знакомятся с тем, что, оказывается, тень – не статичный элемент, как принято видеть на картинках, а может быть динамичным объектом, которым управляет сам ребенок.
Пример:
– Послушайте, ребята, я расскажу вам один секрет, мне его лучик нашептал на ушко. Лучик и тень всегда играют друг с другом. Если лучик не стоит на месте, то и тень от предмета тоже движется. Если лучик отходит от предмета, то тень вырастает, вытягивается и становится больше. И наоборот: если лучик подходит очень близко, то тень становится маленькой.
– Давайте это проверим. Возьмем шар и поставим лучика за него. Получится тень?
– На что она будет похожа? (На круг; один из детей совершает действие, проверяет). Наши предположения сбылись: тень от шара очень напоминает геометрическую фигуру – круг.
– А теперь лучик отошел. Что произойдет с тенью шара?
– Пробуем. (Действие).
– Чем интересна эта тень, на что она стала похожа? (На овал). И т.д.
Возможность управлять процессом создания динамики в теневой проекции позволяет педагогу решить одну из самых сложных задач – увлечь ребенка в коррекционно-развивающую деятельность, сделать его полноправным и активным участником процесса обучения, при этом незаметно для него самого.
Взрослый обучает ребенка определенному алгоритму действий, таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили. Но в дальнейшем мы знакомим детей с тем, что путем добавления элементов к уже имеющейся тени, подставляя под источник света дополнительные детали, методом проб и ошибок мы сами можем создавать образы, получать картинки, которые видны в тени, основываясь на законах светотени. Пример:
– А теперь попробуем поставить перед лучиком куб. (Выполняет ребенок).
– Что за тень мы увидим? Как ты думаешь? Как ты?
– Вы оказались правы. Я знаю, что если добавить эту деталь к кубу, то получатся грабли. Посмотрите, как я это сделаю. (Демонстрация).
– Кто хочет попробовать?
– Никита, поставь цилиндр. Что мы видим в этой тени? А что будет, если мы поставим несколько объемных форм перед лучиком рядом? Например, цилиндров? (Крылья, лепестки, уши, листья).
– Листья – это часть чего? (Цветка, дерева).
– Листья у нас уже есть, чего нам не хватает? Как вы думаете, ребята, какую областную форму надо поставить перед лучиком и куда, чтобы нарисовать тенью стебелек цветка? (Надо поставить конус между цилиндрами).
– А теперь посмотрите, я вот так поставлю еще одну деталь к нашей композиции, и мы видим, что у нас получился… (цветок).
– Секрет лучика нам пригодится для того, чтобы рисовать с помощью света и тени.
Сначала дети по образцу педагога «рисуют» имеющиеся в копилке педагога картинки, затем работают самостоятельно по заранее приготовленным карточкам, на которых изображены необходимые детали для создания рисунка и способ их расположения. И потом по памяти они воссоздают картинку, обобщая свой собственный опыт, устанавливая новые связи и отношения вещей. Таким образом, используя приобретенные, разнообразные способы действий ребенок начинает ориентироваться на процесс и конечный результат, достижение которого приводит к удовлетворению. У детей постепенно формируется механизм вероятного прогнозирования, они учатся предвидеть результат своей деятельности
После того, как дети овладели навыком самостоятельно «рисовать» картинки с помощью тени на однотонном фоне, педагог знакомит их с цветными сюжетными картинками, оформленными в виде «волшебной книги», на страницах которой живут герои. Они попадают в разные ситуации, и ребенку представляется возможность раскрасить иллюстрацию, добавив теневую картинку, необходимую для завершения сюжетной линии. С помощью игры «Доскажи словечко» педагог готовит детей к каждому из образов, которые предстоит нарисовать. Например:
– Вы любите рисовать? А чем можно рисовать? А можно ли рисовать тенью?
– Это мы сейчас узнаем. Нам поможет волшебная книга.
– Покажу тебе я сказку,
Мир волшебный, непростой.
Без карандашей и красок
Будем рисовать с тобой.
Здесь найдешь себе друзей,
Книгу открывай скорей!
Педагог дает инструкцию.
– На этих станицах живет медвежонок Коко и ее друзья. Она еще совсем маленькая. Давайте знакомиться!
1-я картинка: Коко с девочкой идут по дороге.
– Это Тина и Коко
В гости радостно идут.
Им совсем недалеко.
Только где они живут?
Ты загадку отгадай,
Ты фигурки расставляй,
Что появится, узнай!
В книге правильный ответ
Мы найдем, лишь включим свет.
– Это дом не такой, как сейчас.
Он для принцесс и их служанок.
В сказке их много, и здесь у нас
Посмотри, получается... (замок).
– Вероника, попробуй построить замок. Проверим, позовем лучика. Верно? (Ребенок выполняет действие).
– Год овечки наступил,
В гости в Космос пригласил.
И к неведомой планете
Полетим мы на... (ракете). Сережа, нарисуй нам ракету.
Таким образом, ребенок учится отрываться от старого, известного стереотипа выполнения действия, учитывая новые условия решения задачи. В дальнейшем дети подходят к тому этапу развития исследовательской деятельности, когда сами учатся создавать свои образы, рисовать свои картинки на основе имеющихся навыков. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка.
Безусловно, существует много методик, направленных на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста, они результативны, интересны, но именно «рисование тенью» позволяет ребенку не пассивно усваивать чужой опыт и знания в готовом виде, а путем исследовательского поиска, самостоятельных творческих попыток познавать и исследовать окружающий его мир предметов, явлений. Данная проектная деятельность позволяет ребенку пройти все этапы детского исследования, сохраняя структуру от выделения проблемы, выдвижения гипотезы, до поиска и предложений возможных вариантов решения. И самое главное – детям это очень интересно, они с горящими глазами открываются новым знаниям, в них просыпается та самая познавательная инициатива или любознательность, интерес к совместной деятельности с педагогом, которая служит прочным фундаментом обучения и развития. Данный вид работы не требует специально созданных сложных условий. Самое главное для педагога – подобрать подходящий для него источник света и сделать подборку вспомогательных необходимых для проведения экспериментов элементов, ими могут быть детали конструктора, мелкие различные предметы, объемные геометрические тела и т.д. Подготовительный этап довольно кропотлив, требует некоторого количества времени и нестандартного видения окружающего мира, но все это стоит того, ибо наградой послужит рождение творческих личностей в детях, у которых познавательно-исследовательская деятельность просто отсутствовала.
|