ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
РОЛЬ СЕНСОРНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Шаповалова А.П.
Примечание: данное мероприятие проводилось в русле клуба общения для родителей «Ладушки» (ранний возраст) МБДОУ № 34 «Рябинка» г. Усть-Илимск Иркутской области.
«…Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».
(В.А. Сухомлинский).
Цель:
- Познакомить с понятием «сенсорные эталоны».
- Познакомить с играми развивающего характера, направленных на формирование сенсорных способностей детей раннего возраста.
- Дать представление о том, что такое «развивающая» игрушка, и как она работает.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
1. Вводная часть
Возраст детей от 1,5 до 3 лет наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Поэтому в своей работе решаем следующие задачи:
– создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
– формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
– воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Направления работы:
– формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
– обучение способам обследования предметов;
– развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
|
Величина
|
Форма
|
Цвет
|
«Большие и маленькие»,
«Какой мяч больше?»,
«Угости зайчика» и т. п.
*Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
|
«Какой это формы»,
«Круг, квадрат»,
«Картинка из мозаики»,
«Пазлы» и т. п.
*В этих играх дети учатся различать, группировать предме-ты по форме. Вставлять предметы данной формы в соот-ветствующие для них отверстия.
|
«Разноцветные бусы»,
«Угостим куклу чаем»,
«Постираем одежду» «Мышки в норке»,
«Веселый паровозик» и т. п.
*Играя в эти игры, дети учатся группи-ровать, соотносить предметы по цвету.
|
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
«Сложи матрешку»,
«Сложи пирамидку»,
«Построй башенку»,
«Какой игрушки не стало»,
«Солитер» и т.п.
Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, бусы и т.д. Цель этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
|
|
В результате дети научатся играть в дидактические игры, различать предметы по признакам: цвету, форме, запаху.
- Знакомство с играми развивающего характера, направленными на формирование сенсорных способностей
Мамы, папы, ребятишки!
Мы сегодня поиграем
В необычную игру.
Вам стихи мы почитаем,
С пальчиками поиграем.
1) Игра «Рыбка»
В о с п и т а т е л ь (читает стихотворение).
Рыбка плавает в воде.
«Кто поймал тебя и где?»
Ну, а рыбка все молчит,
Ничего не говорит.
Проводится игра «Поймай рыбку»
Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, закреплять знание цветов.
Игровой материал: силуэты рыбок четырех основных цветов: красный, зеленый, желтый, синий; ведерки для каждой рыбки и удочки такого же цвета.
Ход игры: Педагог предлагает малышам поймать рыбок удочкой и поместить их в ведерки так, чтобы рыбка и ведерко совпадали по цвету.
2) Игра «Зайчик»
В о с п и т а т е л ь (читает стихотворение).
Зайчик, зайчик, поскачи
И морковку поищи,
Поищи капустку –
Будет очень вкусно!
Проводится пальчиковая игра «Зайчик»
Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знание цветов.
Игровой материал: силуэты зайчиков в цветной одежде прикреплены к резинкам, карточки с изображением тропинки.
Набор платочков основных цветов: красный, зеленый, желтый, синий.
Ход игры: Педагог предлагает детям и взрослым надеть на пальчики «зайку», а затем зайка попрыгает по «дорожке» к морковкам. На двух лапках (указательный и средний пальцы вместе). Затем «зайка» прячет морковки под платочком такого же цвета, что и одежда зайки.
3) Игра «Прищепки»
В о с п и т а т е л ь (читает стихотворение).
Cолнце брызги разбросало,
Я в ладошки их собрала.
Посмотрела, поиграла
И на нитку нанизала.
Бусы солнечного света –
Это мне подарок лета.
Проводится игра «Прищепки»
Цель: закрепить представления «один», «много». Дети сначала учатся только снимать прищепки и лишь потом надевать их.
Примечание: Можно использовать различные стихи, потешки для обыгрывания и шаблоны зверей, птиц, рыб, транспорта и т.д.
4) Игра «Пирамидки»
В о с п и т а т е л ь (читает стихотворение).
В пирамидку я играю,
Словно башню собираю.
Все цвета я подбираю,
По размеру подставляю.
Проводится игра «Пирамидка»
Цель: закрепить представление о величине и понятия «большой», «средний», «маленький», формировать целостное восприятие предмета.
Материалы: каждой семье выдается комплект из трех колечек разной величины, игрушка пирамидка.
Ход игры: игрушечный Петрушка приносит детям разобранные комплекты пирамидок и предлагает собрать их для его друзей. Дети рассматривают колечки и называют размер каждого кольца. Затем по примеру взрослого дети выкладывают пирамидку, обращая внимания на величину фигур.
- Дать родителям представление о том, что такое «развивающая» игрушка, и как она работает
На разносах лежит материал для изготовления развивающих игрушек,
Карточки-алгоритмы изготовления «Разноцветные ленточки».
Родители и дети, объединившись в группы, изготовляют игрушки для двух групп раннего возраста.
Развивающая игрушка «Разноцветные ленточки»
Порядок изготовления:
1.Берем бигуди или деревянные цилиндры (от конструктора).
2.На один край ленты нанести клей клеевым карандашом.
3.Приклеиваем ленту к цилиндрической поверхности. Даем время просохнуть.
4.На второй край ленты можно привязать любую маленькую игрушку из киндер-сюрприза, детям очень нравятся такие игрушки.
Играя с ленточками по принципу русской народной игры «Моталочки» вы с малышом легко освоите основные цвета.
Развивающая игрушка «Покорми животных»
Порядок изготовления:
1.Берем упаковку коробочки от кукол или сока и отрезаем одну сторону.
2.На крышке делаем прорезь прямоугольной или округлой формы.
3.Из обложек альбомов вырезаем различные силуэты животных.
4.«Кормом» послужат бобовые, шишки, и т.д.
Играя в эту игру, учим детей приему «пинцетного захвата», правильно называть животных, звукоподражанию, четко произносить звуки.
Релаксация:
На ковре лежат два покрывала в виде облаков: одно белое, другое синее.
В о с п и т а т е л и (обращаются к родителям и детям).
Все сегодня постарались,
Мастерили и играли.
Предлагаем вам сейчас
В игру «Облако и тучка поиграть»
Если встреча понравилась –
Садитесь на белое облако,
Если нет – на синее.
Проводится игра «Облако и тучка»
Звучит веселая детская песенка «Облака».
В о с п и т а т е л ь. Пришла пора прощаться,
До новых встреч, друзья.
Развивающие игрушки в группы несите,
Играйте, развивайтесь, творите.
Всем присутствующим вручаются веселые смайлики.
|