ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ – ПУТЬ К ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Вэнго И.О.
Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности воспитателя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, построенная на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.
Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
Важнейшим приоритетом воспитательной деятельности педагога в современной школе является личностный характер общения педагога с ребенком. Основными функциями воспитательной деятельности выступают: понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, мягкое недирективное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.
Воспитатель и воспитанник – две основные фигуры. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Неслучайно так важно создание атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. И чем выше авторитет воспитателя, чем важнее и справедливее для воспитанников кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.
Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни.
Воспитательная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий успешного развития личности ребенка. Многогранные перемены, происходящие в нашей жизни, в том числе и в жизни школы, на одно из первых мест выдвигают проблемы формирования личности, ее воспитанности, следовательно, первостепенное значение приобретает вопрос личностного развития ребенка как результат эффективности воспитательной деятельности.
В нашей школе обучаются дети коренных народов Севера, поэтому в наших условиях имеются специфические моменты. Главный из них заключается в том, что процесс обучения и воспитания наших детей происходит в условиях иноязычной языковой деятельности.
Мы имеем три категории детей:
– дети из тундры, где общение идет на родном языке;
– дети из поселка, где в семье общаются на русском языке в сочетании с
родным языком;
– дети из семей со смешанным браком.
Приезжая из тундры, дети находятся под нашим воспитательным и образовательным воздействием короткий период: в большинстве своем – один учебный год. Причем, первая четверть – это период адаптации, с последующим созданием группового и школьного коллектива.
В процессе работы мы встречаем следующие сложности:
– отсутствие влияния семьи, как фактора совместной воспитательной работы: «школа, семья, социум»;
– влияние состояния здоровья наших воспитанников на психофизическое состояние личности и поведение данной личности, как фактор отрицательного примера для других детей (есть дети, подающие плохой пример остальным);
– наследственный фактор, отрицательно влияющий на развитие личности ребенка;
– различный уровень требовательности учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования к нашим воспитанникам.
Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия.
Но так как человек – существо социальное, то и воспитывать его нужно в социуме класса, школы, поселка и т.д. По моему опыту, проблемные дети быстрее расстаются со своими проблемами и легче справляются с ними, если у них есть позитивные примеры в исполнении их сверстников. Именно поэтому педагогика сотрудничества, коллективные творческие дела безотказно помогают в решении многих вопросов в воспитании проблемных детей.
Воспитательная работа в нашей группе (семье) начинается с ознакомления и изучения личных дел вновь прибывших детей, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.
Используем национальные традиции в работе. Данная система воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития национальной школы и решения проблем социализации детей коренной национальности.
Актуализация традиций этнопедагогики, активное их использование в воспитательном процессе – это необходимое условие для сохранения и выживания коренных народов Севера, подъеме национального самосознания, возрождение национальной культуры, воспитания у молодежи чувства гармонии с природой и любви к своей родной земле.
Зная прошлое, только в сравнении с ним можно глубоко и полно понять нынешнее состояние детей. Человек должен иметь неразрывную связь с прошлым, должен ощущать себя чьим-то потомком. С воспитанниками проводились такие мероприятия, как: «Экологический календарь ненцев», «Узорная письменность», «Конкурс краеведов», «Этнопедагогическая роль игр и игрушек народов Севера в организации досуга воспитанников интерната», «Природа и человек» и многое другое. В своей педагогической деятельности мы часто обращаемся к фольклору народов крайнего Севера при проведении различных мероприятий: пословицы, песни, сказки. Под их воздействием вырабатываются навыки, привычки.
Проводимые занятия расширяют кругозор воспитанников, здесь они узнают о своих национальных традициях, совершенствуют речь, закрепляют практические навыки. Жизнедеятельность в интернате организована так, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до творческой деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников, покидающих интернат.
В основе воспитательной работы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире воспитанников получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.
Воспитатели группы уделяют большое внимание индивидуальной работе с воспитанниками, организуют для своих детей экскурсии, походы и т.п. Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе - семье, решению многих повседневных проблем.
Занятия в мероприятиях по внеурочной воспитательной деятельности позволяют удовлетворить потребности детей в познании своей национальной культуры. Были подготовлены и проведены интересные тематические вечера, концерты, спортивные соревнования, акции, операции. Воспитанники наши принимали участие в районных мероприятиях, становились победителями различных конкурсов и соревнований.
Использованная литература:
1. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования //Педагогика. – 1995, №4.
2. Гусинский Э.Н. Образование личности. – М.: Интерпракс, 1994.
3. Давыдова Е.С. Проблема перехода на личностно-ориентированную
подготовку специалистов // Повышение квалификации и
переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной
школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996. – Кемерово,
1996. – С. 250-252.
4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор, 1995, 336 с.
|