ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
СОХРАНИМ ВОДУ ЧИСТОЙ
проект
«Мир и экология» – эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоящими призывами, обращенными ко всему человечеству и к каждому из людей. Планета Земля, ее природа – материки и океаны, зеленый и животный мир – дом человечества.
В наши дни обострились экологические проблемы, прежде всего – ухудшение среды жизни человека (загрязнение воды, воздуха, продуктов питания, мусор). Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед нашими потомками, перед историей.
Чтобы сохранить природу на Земле, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И начальные основы экологических знаний, экологической культуры мы закладываем в детском саду – первом звене непрерывного образования.
Наш детский сад «Снежинка» расположен в п. Путевка Брянского района, в двух км от города Брянска. Это живописное место, где имеются все природные ландшафты: луг, лес, поле, речушка, пруд. На территории детского сада есть уголок леса, роскошные цветники, альпийская горка, фруктовый сад, березовая и рябиновая аллеи, огород, зимний сад, бассейн. Дети ухаживают за растениями и животными в уголках природы, в зимнем саду, за обитателями большого аквариума объемом 500 л.
Развивая идеи сознания своей воспитательной системы, мы пришли к следующему выводу: сущность воспитания заключается в том, чтобы научить детей добровольно, творчески и бескорыстно изучать и улучшать окружающий мир.
В этом учебном году наш детский сад участвовал в программе «ЭкоШкола “Зеленый флаг”» по теме «Чистая вода».
Педагогический коллектив МБДОУ, воспитанники, родители активно включились в эту работу.
Какие мы поставили перед собой цели?
– Внести свой небольшой вклад в освобождение воды от загрязнения.
– Пропагандировать идею экономии воды: акции, выпуск листовок, плакатов, проведение семинаров для жителей п. Путевка.
– Осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды.
– Выявить утечку чистой воды и провести контроль практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
– Развивать у детей интерес исследовательской деятельности.
– Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
– Передавать социальный опыт в сфере влиянии воды на все живое.
В реализации программы «Чистая вода» мы выполнили семь важных шагов:
Шаг 1. «Создание экологического совета»
В него вошли дети подготовительной группы, родители, поддерживающие политику бережного отношения к природе, воспитатели Вырвина Кристина Андреевна, Ермакова Юлия Владимировна, помощник воспитателя Ковалева Нина Николаевна.
Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации»
Исследование экологической ситуации проводилось по следующим направлениям:
– выявление зон экологической опасности;
– поход к роднику на территории Снежского сельского поселения;
– проверка расхода воды, нет ли утечки воды в помещениях ДОУ;
– выборочная проверка состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды в жилых домах п. Путевка.
Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на водные ресурсы и окружающую среду»
В план включены следующие мероприятия:
Проведение экологической акции «Сохраним воду чистой».
Создание альбома «Мир воды».
Составление схемы «Круговорот воды в природе».
Создание памятки «Что почитать детям о воде».
Составление картотеки опытов с водой, проведение опытов.
Составление памятки «Правила поведения на воде».
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды.
Изготовление плакатов, природоохранных знаков в защиту рек и воды «Мы реки, моря, океаны в обиду не дадим».
Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке б мы».
Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».
Конкурс рисунков «Как человек использует воду».
Экологическая беседа «Вода вокруг нас».
Круглый стол «Как мы бережем воду дома».
Шаг 4. «Мониторинг и оценка»
Периодический контроль за деятельностью ДОУ осуществляет совет наблюдателей, который состоит из представителей организаций-партнеров. 21 мая 2015 года состоялась конференция, в которой участвовали все члены наблюдательного совета. Мы обсудили выполнение нашего плана действия. Все участники конференции отметили высокий уровень и эффективность проведенных мероприятий и реализации плана. Был высказан ряд предложений и рекомендаций, которые будут учтены при разработке плана на следующий год.
Шаг 5. «Включение экологической тематики в воспитательно-образовательный процесс»
Тема воды была включена в годовой план работы.
В ходе реализации программы «Чистая вода» с детьми был проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов. Вот тематика некоторых занятий: «Знакомство со свойствами воды», «Путешествие капельки», «Вода вокруг нас», «Водоем и его жители», «Берегите воду».
Проводились наблюдения за снегом и водой, за тем, как лед превращается в воду, изучались морозные узоры, дождь, облака. Осуществлялись обзорные экскурсии на водоем.
Нами проводилась экспериментально-исследовательская деятельность, например, опыты: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»; «Вода не имеет формы»; «Вода прозрачная»; «Лед – это твердая вода».
На занятиях по ИЗО ребята рисовали рисунки по данной тематике.
Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество»
1. Проведение районного семинара воспитателей детских садов. (Сентябрь; включение в программу «ЭкоШкола “Зеленый флаг”» пяти образовательных учреждений Брянского района).
2. Проведение обучающего семинара для воспитателей и учителей Брянского района, городов Брянска и Дятьково.
3. Публикации в «Брянской учительской газете».
4. Общее родительское собрание.
5. Сотрудничество:
– Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского;
– БОО «Альянс общественных инициатив «Пересвет»;
– Областной эколого-биологический центр.
Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса»
Нашей группой разработаны экологические заповеди:
-
Выключайте воду, когда чистите зубы.
-
Краны водопровода всегда плотно закрывай.
-
Смерть каждого ручья перерастет в беду моря. Каждый новый километр сотворенной человеком пустыни – угроза океану и плодородным землям за многие тысячи километров от нее.
-
Сохраняйте родники и реки такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей, внуков и внуков наших внуков.
-
Заботьтесь о чистоте вод. Помните, вода – самое большое богатство на планете, но и самое прихотливое.
-
Приходите на экскурсии к воде пешком и с любовью. Не оставляйте после себя никаких следов, кроме следов ног. Ведите себя так, как в гостях.
-
Не загрязняйте воду нефтепродуктами, особенно при мытье транспорта.
-
Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица.
-
В больной природе нельзя оставаться здоровым.
-
Без использования природных богатств обойтись сегодня трудно. Используй их умно. Взял из природы – компенсируй ей чем-то.
-
Соблюдай в природе «правила культурного поведения». Требуй этого от других, разъясняй необходимость их соблюдения.
Итоги
Результаты внедрения программы «Чистая вода» продемонстрировали, что в ходе исследования у детей расширились знания о воде, дети познакомились с причинами загрязнения воды, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Отношения родителей и детей стали более близкими и доброжелательными. Родители начали больше уделять внимания здоровью своих детей, применяя при этом закаливающие водные процедуры.
Практическая значимость данного проекта заключается еще и в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний дошкольников о многообразии представителей растительного мира. У детей формируются представления о взаимосвязях в природе, развиваются наблюдательность и интерес к ней, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к природе.
Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает в них доброту, сопричастность и сопереживание всему живому и прекрасному, что нас окружает. Дети узнают о том, что без воды невозможна жизнь на Земле, они учатся объяснению различных состояний воды в природе (снег, град, иней, туман), понимая, что загрязнять окружающую природу нельзя.
В итоге работы дети поняли сущность лозунга «Берегите воду!», поскольку они осознали главное: воду невозможно заменить никакими сокровищами мира. Вода содержит информацию о состоянии нашей планеты, поэтому каждый из нас должен внести свой посильный вклад в сохранение воды на Земле.
|