ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Акимкина Н.Ф.
В пояснительной записке Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения отмечается, что «содержание и формы учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся». Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребностей и способностей к саморазвитию в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач.
Центральной линией развития младшего школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности. В образовательном процессе становится актуальным использование приемов и методов, способствующих умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. Как стимулировать у детей потребность к поиску? Как научить видеть проблему, анализировать, делать выводы, правильно излагать и защищать идеи?
Решить эту проблему в начальной школе пытаются через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Ее непременное условие – заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности, этапы проектирования и реализации проекта. Ее основу составляет метод, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Участвуя в проектной деятельности, школьники учатся:
– находить источник информации;
– планировать свою работу;
– сотрудничать друг с другом;
– доводить начатое дело до конца;
– расширять кругозор в интересующей области.
Необходимо вовлекать младших школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, учитывая особенности возраста. А при организации этой работы следует подмечать у детей проявления необходимых качеств и умений, культивировать их, создавать условия для их развития.
В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи. Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется порядок детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата продукта, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача принципиально имеет групповой характер.
Основные педагогические цели проектных задач в начальной школе это:
– способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;
– возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы.
Основные этапы проекта:
– анализ ситуации, переформулирование ее в проблему;
– выявление дефицитов, их типов; установление приоритета ценностей;
– формулирование принципов отбора целей;
– быстрая и точная постановка цели действия;
– выработка критериев постановки и достижения целей;
– поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу;
– выбор средств решения программы;
– решение проблемы и анализ полученного результата;
– представление окружающим полученного результата.
В решении проектной задачи, прежде всего, должна быть описана проблемная ситуация, но задача напрямую не ставится. Ее формулируют сами дети по результатам разбора проблемной ситуации. Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это число действий, которые необходимо совершить для ее решения.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
– выбор темы и формирование задач проекта;
– выдвижение первоначальных идей;
– выбор лучшей идеи;
– планирование проекта;
– непосредственная реализация проекта;
– оценка и самооценка проекта;
– презентация проекта.
Как выбрать одну тему, когда идей много? Этот выбор осуществляет сам учитель, опираясь на жизненный практический опыт, которого еще нет у учащихся. Но лучше выбор темы оставить за детьми, рекомендуя им приемы для принятия решения. Как планировать работу? Разворачиваем выбранную тему по опорным вопросам. Как определить результаты проекта? В основном это реальное улучшение окружающей жизни и познание-популяризация. Для выяснения возможностей реального улучшения можно использовать вопрос «для кого и что улучшится в результате осуществления проекта?» Результат познания-популяризации проектируем с помощью вопроса «Что мы узнаем? Как можно ознакомить с этим других?»
Планируем промежуточные результаты и способы их достижения по принципу: «Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?» Разрабатываем календарный план действий по принципу: «Какая группа когда и что делает?» С подробным календарным планом можно переходить к осуществлению проекта.
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Но важно, чтобы они не брали на себя выполнение части этой работы, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей.
После выполнения проекта следует обсудить с учащимися итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели исследования, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки. Целесообразно оценить вклад каждого члена группы в общий успех.
Таким образом, использование метода учебных проектов означает отказ от авторитарности в обучении и поощрение личной инициативы учащихся, что повышает мотивацию познавательно-продуктивной деятельности. Проектный метод направлен на самостоятельную работу детей, они не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать их самостоятельно, пользуясь ими для решения познавательных и практических задач
Использованная литература:
1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей; Сб. науч. тр/под ред. Д.Б. Эльконина, А.П. Вегнера. – М., 1981.
2. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования/практико-ориентированное пособие для реководителей ОУ – Барнаул: АПиППРО, 2001.
3. Программа общеобразовательных учреждений, начальная школа(1-4) классы. – УМК «Планета знаний», 2006.
4. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность учащихся: с чего начать // Школьные технологии. – № 6, 2007.
|