ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
СНЕЖОК ПОРХАЕТ, КРУЖИТСЯ НА УЛИЦЕ БЕЛО!
открытое занятие в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования
Попова В.Н., Бородина Т.Н., Витенко О.В.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование ватными палочками.
Задачи: Учить детей передавать в рисунке зимние впечатления, образ заснеженного леса. Вызвать отклик на поэтический образ, желание изобразить услышанное; совершенствовать технические умения и навыки работы с красками, кистью. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками. Способствовать развитию умений самостоятельно определять технику выполнения задания. Закреплять знание цветов.
Развивать творческую активность, желание дополнять рисунок элементами, передающими настроение природы зимой (снежок, сугробы). Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, внимание и мышление. Формировать умение заполнять изображениями все пространство листа. Воспитывать самостоятельность, творчество, бережное отношение к природе. Вызвать интерес к полученному результату своей работы. Воспитывать аккуратность в работе с краской.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегопадом, рассматривание иллюстраций в книгах, игры со снегом, чтение стихов, пение песен про зиму, посещение фотовыставки «Зимний блиц», беседы о зиме.
Материал: тонированные листы бумаги голубого цвета с нарисованными деревьями и кустами, гуашь белого цвета, ватные палочки, кисти № 5, подставки, стаканчики с водой, бумажные снежинки (на каждого ребенка), образец воспитателя, мольберты, влажные салфетки, ведерко со снегом, фонограмма вьюги и пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года».
Х О Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
В о с п и т а т е л ь. Дети, к нам сегодня пришли гости, им очень интересно, чем мы с вами сегодня будем заниматься. Предлагаю вам с ними поздороваться.
(Дети свободно располагаются на ковре, воспитатель предлагает детям, послушать необычную музыку: звучит музыка вьюги).
1. Беседа по теме занятия
В о с п и т а т е л ь. Ребята, скажите пожалуйста, кто из вас догадался, на что похожи эти звуки? (На метель, ветер). Какое сейчас время года? (Зима).
– А как вы догадались, что сейчас зима? (Холодно, мороз, идет снег).
– Ребята, а вам нравится зима? Что вам нравиться делать зимой, в какие игры играть? (Кататься на санках, на коньках, на лыжах, на горке, играть в снежки, лепить снеговика).
– А я хочу загадать вам загадку о том, что бывает зимой.
«Белый, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится». (Снег). (И.З. Суриков).
– Конечно, это снег! Он падает на землю со снежного облака, и на земле от этого появляются большие пушистые сугробы.
(Воспитатель приносит в комнату ведерко со снегом)
– Ребята, посмотрите, что я вам принесла? (Снег).
– Какого цвета снег? (Белый).
– Потрогайте снег. Какой он? (Белый, холодной, мягкий, блестящий, пушистый).
– А что мы с вами лепили из снега на прогулке?
– На что похож снег? (На вату, на мороженое).
– А сейчас давайте поставим наше ведерко со снегом на окошко и продолжим наше путешествие. Послушайте еще одну загадку, попробуйте ее отгадать:
«Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке». (Снежинка).
В о с п и т а т е л ь. Правильно, это снежинка. А вот и она к нам в гости летит, спускается с неба, словно танцует. (Воспитатель дергает за леску, на которой заранее подвешена снежинка). Ребята, скажите, а кто-нибудь ловил снежинку себе на ладошку, когда гулял на улице?
– Что с ней происходит? (Ответы детей: она тает).
– А кто может сказать, почему она тает? (Ответы детей: ладошка теплая, а снежинка холодная).
– Ребята, а во что превращается снежинка когда она растает? (Ответы детей: в капельки воды).
– Ребята, а вы знаете, что в снегу прячется много-много таких снежинок.
– Давайте закроем глаза и представим, как мы гуляем с вами по зимнему лесу
(Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка).
В о с п и т а т е л ь. «Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит». (Ф.И. Тютчев).
Как здесь красиво… Но вдруг подул легкий ветерок, и на землю стали опускаться белые снежинки. Протяните скорее свою ладошку, и на нее тоже упадет снежинка. (Воспитатель осторожно кладет на ладошки детям вырезанные снежинки). А теперь откройте глаза и посмотрите, что у вас в руках? (Снежинки).
– Ребята, скажите, какая снежинка? (Белая, красивая, блестящая, серебристая).
– Смотрите, как их много, а откуда же они к нам прилетели? (С неба).
– Какие они красивые, и все разные, не похожие одна другую.
– Ребята, а что снежинки умеют делать? (Летать, кружиться, падать и т.д.). Давайте вместе покажем, как они летают.
2. Имитационное упражнение «Снежинка» (раскрепощение, эмоциональная разрядка)
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Ой, летят-летят снежинки Дети бегут врассыпную, машут руками.
Белоснежные пушинки,
Это зимушка-зима много снега намела. Плавные движения рук вправо-влево.
Все снежинки закружила Кружатся на месте
И на землю опустила. Приседают и кладут снежинки на пол.
3. Показ воспитателем приемов рисования
В о с п и т а т е л ь. А сейчас я приглашаю вас в сказочный лес. (Дети проходят за столы, на которых лежат подготовленные листы бумаги голубого цвета, где изображены деревья и кусты). Посмотрите, сколько деревьев и кустов в этом лесу, но весь снежок почему-то растаял?
– Давайте с вами немного побудем художниками и нарисуем, как летает снег.
– Какую краску мы с вами будем использовать? (Ответы детей: белую).
– А как вы думаете, почему для рисования наших снежинок мы будем использовать бумагу синего цвета? (Ответы детей: снежинки живут на небе, а небо синего цвета).
– Рисовать мы с вами будем волшебные снежинки, чтобы они у нас не растаяли и радовали нас своей красотой. В работе нам будет нужна наша помощница – кисточка. Давайте вспомним, как правильно нужно ее держать.
Упражнение «Птичка» (кончики большого и указательного пальца прижаты друг к другу «клюв», остальные пальчики двигаются свободно «крылышко») – Посмотрите, как моя ладошка превращается в птичку, а теперь вы покажите. «Клювиком» возьмем кисточку, а «крылышко» сложим. Держим кисточку возле железного воротничка.
– Что мы должны сделать сначала. (Намочить кисть).
– Что надо сделать потом? (Обмакнуть кисть в краску).
– Вот теперь можно рисовать. (Проводит по листу бумаги прямые линии).
– Посмотрите, как я это делаю. Нарисую заснеженную дорожку. А еще мы будем использовать в работе не только кисточки, но и ватные палочки. Сначала мы порисуем без краски.
Воспитатель показывает приемы рисования сначала сухой палочкой, а затем учит, как макать палочку в гуашь и методом «тычка» изображать снег.
– Возьму палочку правильно, обмакну кончик в краску. Раз тычок, два тычок, получается снежок. Таким образом засыпаю снегом весь наш лес.
– Покажи, Вова, как ты будешь рисовать снежок.
– А теперь я смотрю, как рисует Ариша. Какого цвета у нас снежок?
– Но прежде чем приступить к рисованию, сначала поиграем пальчиками, немного их разогреем.
4. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик прячься»
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Пальчик прячется в ладошку. Дети стучат кулачками друг о друга.
Вот так, вот так
Ты его согрей немножко. Дуют в сложенные ладошки.
Вот так, вот так.
Если пальчики замерзли. Дети сжимают и разжимают пальцы.
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно. Хлопают в ладоши.
Вот так, вот так.
5. Рисование «Снежок летает, кружится…»
– Ребята, не забудьте нарисовать снежок по всему листу. Ведь когда падает снег, то он ложится повсюду: на ветки деревьев, на кусты, на землю и т.д.
Звучит спокойная музыка. Дети выполняют рисунок по теме. Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.
– Молодцы, ребята, какие красивые снежные картинки у вас получается!
– А сейчас мы все работы прикрепим на мольберт и полюбуемся ими.
Вот так зимушка-зима, Посмотрите-ка, ребятки,
Закружила, замела. Все вокруг белым-бело.
Все дорожки, все пути, Тихо падает снежок,
Ни проехать, ни пройти. К нам зима пришла, дружок.
6. Рефлексия
Рисунки детей выставляются на мольберте.
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, ребята, какие замечательные зимние картины у нас получились. (Дети вместе с воспитателем рассматривают работы.)
Вот как много снежинок вы нарисовали, а у кого-то снежные сугробы получились.
– А у кого больше всех снега нападало? Настоящая метель получилась.
– Вы молодцы! Ну, просто настоящие художники. Отлично справились с заданием. (Похвалить каждую работу).
– Вам понравилось рисовать? А что мы сегодня рисовали? (Снежок).
– А чем мы с вами рисовали? (Кисточкой, палочкой).
– Какую краску мы использовали? (Белую). И этот снежок никогда не растает, а только будет радовать нас своей красотой.
– А что вам понравилось сегодня больше всего? (Ответы детей).
– А сейчас пришла прощаться со сказочным лесом. И на память я хочу вам подарить вот эти пушистые снежинки. Пусть они напоминают вам о нашем необычном путешествии в зимний лес.
|