Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016

Шемякина О.Н. Милосердие
19.05.2016, 19:24

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)

МИЛОСЕРДИЕ

урок по предмету ОРКСЭ для 4 класса

Шемякина О.Н.

Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «сострадание», «взаимопомощь».

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения,  выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

– регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цепь деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;

– познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

– коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания, взаимодействуют с окружающими;

Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев.

Оборудование, материалы к уроку:

1.А.А. Шемшурин. «Основы светской этики». Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: 2012.

2.Толковый словарь русского языка\ под ред. С.И. Ожегова.

3. Толковый словарь русского языка\ под ред. Д.Н. Ушакова.

4.Мультимедийный проектор, экран.

Примечание: каждый этап урока комментируется демонстрацией слайдов по теме.

Х О Д   У Р О К А

1.Приветствие ребят

У ч и т е л ь. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.

2.Этический заряд

– Давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

3.Введение в тему

– А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвел от улыбок. Скажите, а от чего еще можно улыбнуться?

Предполагаемые ответы детей:

– от задорной шутки папы,

– от нелепой ситуации, в которой оказалась моя кошка,

– если тебе улыбнулся друг,

– от смешного объявления,

– от заливистого заразительного смеха мамы.

– А сейчас послушайте притчу под названием «Если ты такой милосердный, то забирай даром». Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

– От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. 

– У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал и как-то странно подтягивал заднюю лапку.

 – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

 – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.  Тогда мальчик почему-то очень заволновался. 

– Вот его-то я и хотел бы приобрести.

– Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. 

– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.  – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он.

Изумленно продавец глядел на ребенка, и сердце его дрогнуло.

– Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. 

– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, – дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

 – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

4.Беседа по тексту притчи

– О чем эта притча?

– Почему мальчик вздохнул?

– Почему мальчик хотел приобрести именно этого котенка?

– Как назвал продавец мальчика?                                                        

– Чем был изумлен и поражен продавец?

– Каким качеством обладал мальчик?

5.Работа по теме урока:

а) Работа со словарем

– Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?

– Давайте обратимся за помощью к словарю. (Дети читают определения на экране).

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. (Энциклопедия «Кругосвет»).

– Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка\ под ред. Д.Н. Ушакова).

– Милосердие – готовность помочь кому–нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие – взывать к чьему-нибудь милосердию. (Толковый словарь русского языка\ под ред. С.И. Ожегова).

– Какие общие однокоренные слова есть во всех определениях понятия «милосердие»? Обратите внимание на приставку «со». Кто знает, что она обозначает? (Учитель объясняет, если дети не дают ответ). Со – значит «вместе». Сострадать, значит страдать вместе с этим человеком. Милосердие обязательно выражается по отношению к кому-то.

– Давайте выделим корни в слове «милосердие» (мил, серд).

– Как вы считаете, что можно назвать милосердием?

б) Анализ стихотворения А. Дементьева

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

– Почему автор считает, что жизнь нуждается в милосердии и сострадании? Согласны ли вы с ним?  С чем поэт сравнивает человеческие души? Почему?

в) Работа по учебнику – стр. 116.

а) Чтение рассказа И. С. Тургенева «Нищий» по ролям

б) Беседа по содержанию рассказа:

– Как вы считаете, в чем заключалось милосердие героя прочитанного вами рассказа?

– Подумайте, почему автор считает, что нищий тоже проявил милосердие к нему?

в) Обобщение.  Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах ни одного учебного заведения.

– А как же все-таки научиться быть милосердным? Откуда в человеке рождается это качество? (Детям раздаются памятки «Как развить в себе милосердие»).

– Чтение. Чтение религиозной литературы (это справедливо по отношению к любой религии) учит милосердию.

– Участие в благотворительных акциях. Действенное милосердие легче проникает в душу и закрепляется в ней.

– Образ мыслей. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, человек учится милосердию.

– Чуткость и внимательность к окружающему миру. Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека, может быть по-настоящему милосердным.

г) Обсуждение фотографий

– Посмотрите на фотографии. (Показ слайдов). Как бы вы оценили поступки детей? Можно ли их назвать милосердными?

– Каждый поступок, ребята, для кого-то предназначен, он совершается, творится во благо. А значит, как можно назвать поступки, которые совершают милосердные люди?

– А как вы понимаете слово «благотворительность»?

  д) Работа со словарем

– Давайте обратимся к словарю. (Дети читают тексты на экране).

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.   

Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему. (Словарь Брокгауза и Ефрона).

– Выделим корни в этом слове. (Благ, твор).

е) Работа по учебнику стр. 118-119

– Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной деятельности?

– О какой благотворительной акции можно каждый день сейчас слышать с экранов телевизора? (Дом Роналда Макдоналда, шоколад «Аленка»).

6. Подведение итогов

 Ответы на вопросы стр. 120

7. Рефлексия

а) Составление синквейна

Например:

  1. < >

    Добрый, переживающий

  2. Проявлять, поддерживать, любить

  3. Помогать нуждающимся в помощи.

  4. Забота

б) Информация учителя «Орден «За милосердие»

– В начале XX века в 1914 году вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве, Тифлисе. На добровольных началах она пригласила солдатских вдов и направила их в Санкт-Петербургскую больницу для «прямого назначения как ходить и смотреть за больными». Эти женщины и получили название сестер милосердия. После присяги каждой был вручен особый знак – золотой крест, на одной из сторон которого было написано «сердоболие». Высокие моральные качества, служение страдающим людям становится традицией русских сестер милосердия. Сегодня это действующий орден, который вручается за проявленные милосердие, сострадание. Мне хотелось бы узнать, есть ли среди вас те люди, которым вы тоже могли бы вручить орден?

Дети объясняют, кто это, и за что они готовы вручить им орден.

Учитель раздает детям импровизированные ордена.

– Я тоже хотела бы вручить ордена вам, потому что вы сегодня проявили сострадание по отношению к котенку и мальчику из рассказа, были тактичны и терпимы друг к другу.

Учитель вручает детям шарики в форме сердца.

 

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 | Добавил: Admin | Теги: Шемякина Ольга Николаевна – учитель
Просмотров: 663 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz