ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ
занятие в старшей группе
Бабкова С.В.
Цель: познакомить детей с особенностями построения сказки.
Задачи:
- Показать детям разницу в изображении зверей в жизни и в сказке, используя картинки-лото и иллюстрации сказочных зверей. Учить сравнивать их изображение, поведение и повадки.
- Учить детей давать словесную характеристику героям-животным, наделенным чертами характера людей.
- Учить детей дослушивать сказку до конца со вниманием и интересом.
- Осваивать умение разыгрывать сказку по картинкам, в определенной последовательности развития сюжета.
- Передавать движениями характерные черты и особенности вымышленных персонажей сказки.
- Выучить наизусть поговорку «Как аукнется, так и откликнется!»
- Познакомить с созданием пластического образа на основе словесной и музыкальной характеристик.
Материалы: кукла Карандашкин, рабочая тетрадь, шапочки-маски журавля и лисы, народные песенки и прибаутки «Лиса», «Журавель», «Зоологическое лото», иллюстрации к сказкам, элементы костюмов и атрибуты для инсценировки.
Предварительная подготовка: инсценировка сказки «Лиса и журавль».
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети входят в зал, оформленный картинами, рисунками, иллюстрациями с изображением лисы и журавля в сказке и природе.
В о с п и т а т е л ь. Здравствуйте, дети. Посмотрите, какие животные пришли к нам сегодня в гости.
Педагог демонстрирует детям две карточки из «Зоологического лото»: лисы и журавля.
– Вы узнали этих гостей? Вспомните, как их зовут.
Дети называют животных.
Вопросы для общения:
– Ребята, вы любите сказки?
Д е т и. Да!
– Назовите свои любимые сказки, где главные герои животные. (Ответы детей).
– Молодцы, как много сказок вы знаете. А сейчас откройте тетради и давайте рассмотрим – герои какой сказки здесь изображены.
- Кто изображен на первом рисунке? (Лиса).
- Как она выглядит? (Пушистая, рыжая, хитрая, красивая).
- А кто изображен рядом? Назовите эту птицу. (Журавль).
– В природе журавль никогда не будет рядом находиться с лисой, потому что лиса его съест. В сказке же все может случиться. Что такое сказка? Сказка – это литературное произведение, которое придумано на основе каких-то событий. В сказке могут происходить чудеса. Животные и птицы могут разговаривать, как люди, и станут друг друга понимать. А в жизни может такое случаться?
Д е т и. Нет.
– Кто же сочиняет сказку? Может ее сочинить сказочник, а может сочинить не один человек, а много людей, и тогда такая сказка называется народная – народ ее сочиняет. Сочиняя сказки про животных, люди наделяют зверей такими чертами, которые присущи им самим. Лиса в сказках всегда хитрая плутовка, выдумщица, обманщица, изобретательница.
– Я предлагаю вам сегодня вспомнить русскую народную сказку «Лиса и журавль». Кто ее написал?
Д е т и. Русский народ.
Воспитатель читает сказку.
Вопросы для общения:
- Могло такое событие случиться в жизни? Почему?
- Кто к кому первый пришел в гости? Зачем?
- Попробовал ли гость угощение? Почему?
- Кто второй пошел в гости?
- Удалось ли попробовать гостю угощения на этот раз? Почему?
- Кто кого перехитрил? (Ответы детей).
Работа по тетради: стр. 29, задание 2.
– Как в жизни надо угощать гостей?
Д е т и. Чтобы гости были довольны, чтобы все попробовали.
Мораль сказки: «Как аукнется, так и откликнется!»
Педагог объясняет, что мораль – короткое поучение. Слово «аукнется» означает кричать «Ау!», «откликнется» – отзываться, откликаться, как эхо.
Вопросы для общения:
- Когда кричат «Ау!» (Когда уходят в лес и боятся заблудиться).
- Если ты слышишь крики «Ау!», что ты должен сделать? (Ответить «Ау!», то есть откликнуться на крик).
- Для чего откликаются? (Чтобы не потеряться или всех успокоить, что ты рядом).
Физкультминутка
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Ау!» («Эхо»).
Цель: дать понимание смыслового значения морали сказки.
В о с п и т а т е л ь. Обратите внимание на следующий момент. Когда кричат «Ау!», то руками делают «рупор» около губ, раскрывая ладошки чуть в стороны. Покажите, как надо сделать рупор.
– И еще важно, с какой силой голоса кричат, с такой же силой голоса и откликаются.
– Сейчас мы близко друг от друга. Как будут слышны наши голоса: громко, не очень громко или тихо?
Д е т и. Громко.
Педагог предлагает детям повторить «Ау!», так же громко как звучит ее голос.
Дети выполняют задание.
– Но вот мы удалились друг от друга на большое расстояние. Как будут слышны наши голоса: громко, не очень громко или тихо? (Не очень громко).
Педагог и дети произносят с одинаковой динамикой «Ау!».
– Я крикнула «Ау!» – аукала вам, а вы мне отвечали: «Ау!» – как эхо. Так и в жизни. Сделаешь добро – аукнется добром, сделаешь зло – получишь зло. С тех пор поговорка часто произносится людьми.
– Теперь я предлагаю еще раз вспомнить главные эпизоды сказки. А чтобы вам было веселее их вспоминать, рассмотрим их в рисунках.
Работа в тетради (стр.30, задание 4).
Педагог звонит в колокольчик. Из-за ширмы выходит кукла Карандашкин.
В о с п и т а т е л ь. Здравствуй, Карандашкин. Наши дети все задания выполнили, и теперь они хотят тебе показать спектакль – русскую народную сказку «Лиса и журавль».
Цель: учить находить адекватное пластическое решение персонажей сказки.
Дети определяют, кто будет артистом. Остальные дети и Карандашкин – зрители. Педагог вносит элементы костюмов, кувшин и тарелку.
Дети разыгрывают сказку. Текст, произносится произвольно, импровизированно, но близко к сюжету. По окончании показа педагог благодарит артистов за их творческую, актерскую инициативу и фантазию в изображении мимикой и пластикой движений героев сказки, дети аплодируют.
Итог занятия
В о с п и т а т е л ь. Я хочу напомнить, что в сказке через вымысел можно угадывать правду.
Педагог хвалит детей за работу на занятии.
|