ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
ОВОЩИ
фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе
Быкова Ю.В.
Цель: обобщить знания детей об овощах.
Задачи:
1. Образовательные
- Активизировать пассивный и активный словарь по теме «Овощи».
- Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
- Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Развивать связную речь.
2. Коррекционные
- Развивать пространственный гнозис, внимание и мышление.
- Развивать мелкую, общую моторику.
3. Воспитательные
- Продолжать учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа: беседа об овощах, чтение и заучивание стихов об овощах, составление и распространение предложений.
Оборудование:
- демонстрационный материал – картинки овощей;
- наглядное пособие «Как растут овощи»;
- свежие овощи; мешочек;
- картинно-графический план;
- коробочки и баночки с изображениями овощей;
- шапочки овощей.
Х О Д З А Н Я Т И Я
I. Оргмомент
Дети входят в группу и садятся полукругом.
Логопед достает спрятанный мешочек с овощами и читает стихотворение:
Осень щедрою рукой
Одарила нас с тобой,
И на каждой грядке
Выросли загадки.
II. Основная часть
1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Узнавание овощей с помощью тактильных ощущений.
2. Составление описательных рассказов об овощах по картинно-графическому плану. На мольберте висит картинно-графический план. Рядом на столике лежат овощи. Пример рассказа: «Это помидор. Он растет в огороде, на грядке. Помидор красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий. Из него можно приготовить томатный сок. Можно сделать салат из помидоров, положить в борщ, засолить в банку». Аналогично дети рассказывают о других овощах.
3. Физкультминутка
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
В огород пойдем, урожай соберем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем Выполняют наклоны, имитируя
выдергивание морковки.
И картошки накопаем. «Копают» картошку.
Срежем мы кочан капусты, «Срезают» капусту,
Круглый, сочный, очень вкусный. 3 раза рисуют в воздухе круг.
Щавеля нарвем немножко Приседают, «рвут» щавель.
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
4. Дидактическая игра «Магазин»
Образование относительных прилагательных от существительных.
Дети подходят к «Магазину». Встают полукругом. По очереди подходят и «покупают» сок или овощное пюре в баночках, называя, что купили.
– Я купил морковный сок. – Я купил свекольный сок.
– Я купил кабачковую икру. – Я купил тыквенное пюре и т. д.
5. Дидактическая игра «Уберем урожай»
Дети подходят к мольберту. Выставляется картина «Огород».
Л о г о п е д. Сейчас мы с вами расскажем, как убирают разные овощи.
Каждый ребенок подходит к картине, вынимает картинку овоща из кармашка и составляет предложение:
– Картофель выкапывают из земли. – Морковь выдергивают из земли.
– Тыкву срезают с плети. – Помидор срывают с веточки.
– Кабачок срезают с кустика.
7. Инсценировка «Спор овощей» (Дети надевают шапочки овощей).
Л о г о п е д. Солнце греет, дождик поливает,
Овощи скорее растут и созревают.
Огурцы зеленые, красный помидор
Затевают умный и серьезный спор.
О в о щ и. Кто из нас из овощей,
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Л о г о п е д. Выскочил горошек.
Ну и хвастунишка!
Г о р о ш е к. Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу.
Л о г о п е д. От обиды покраснев,
Свекла проворчала.
С в е к л а. Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свекла – для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету.
К а п у с т а. Ты уж свекла помолчи –
Из капусты варят щи!
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
О г у р е ц. Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит…
Я могу всех угостить.
М о р к о в ь. Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты всегда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Л о г о п е д. Тут надулся помидор и промолвил строго.
П о м и д о р. Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
Л о г о п е д. У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый…
О в о щ и. Лук.
Л у к. Я приправа в каждом блюде,
Я всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я простой зеленый лук.
Л о г о п е д. Спор давно кончать пора.
(Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.)
Кто-то кажется, стучится.
Входит Айболит.
А й б о л и т. Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
С в е к л а. Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней, всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
А й б о л и т. Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения!
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решать я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
III. Итог занятия
Айболит раздает детям магнитики с изображениями овощей.
|