ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
Кривицкая Анжела Зигмундовна – учитель МБОУ Мелиховская СОШ Усть-Донецкого района Ростовской обл.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА
«БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»
урок русского языка в 7 классе
Кривицкая А.З.
Цель урока (для учителя): создать условия для подготовки к сочинению-описанию, вспомнить алгоритм описания картины, развивать навыки работы с текстом – умение выбирать нужную информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат (для учащихся): ученики научатся отвечать на вопросы по содержанию картины и уметь описывать природу, отбирать материал для написания сочинения.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов обучения:
– воспитывать любовь к родной природе;
– создавать внутреннюю мотивацию к учению.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
– формировать умения работать в информационно-образовательной среде;
– формировать умение планировать и вести учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи
направленные на достижение предметных результатов обучения:
развивать навыки создания текста по теме, работы с текстом.
С О Д Е Р Ж А Н И Е У Р О К А
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап
1. Приветствие. Самоопределение к деятельности.
Приглашение на экскурсию. Материал на сайте:
http://www.youtube.com/watch?t=20&v=tHjCNGAtKK8
Ученики высказывают свои впечатления от видео.
У ч и т е л ь. Какие чувства, эмоции возникли у вас после просмотра? Такие же эмоции испытывают поэты, писатели, художники от встречи с прекрасным. Эти впечатления отражаются в произведениях искусства. Одно из них рассмотрим сегодня.
2. Тема записана на доске (Слайд 1): «Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Березовая роща».
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Береза». (Слайд 2). Учащиеся формулируют цели и задачи урока, записывают тему в тетрадь. Ученики показывают умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.
2. Основной (информационно-аналитический) этап
1. Актуализация знаний
1) Вспомните, из каких частей состоит сочинение.
2) Создайте в тетради таблицу, включающую основные пункты композиции сочинения.
части сочинения
|
ключевые фразы для создания текста
|
Вступление
|
|
Основная часть
|
|
Заключение
|
|
Данная таблица будет заполняться по ходу работы на уроке.
2. Сообщение нового материала
Рассказ о художнике И.И. Левитане. Подготовленный ученик воспроизводит текст, сопровождаемый своей презентацией с использованием пейзажей художника и историей написания картины «Березовая роща».
Остальные заполняют первую часть таблицы «Вступление».
Чтение записей в колонке «вступление». Обсуждение и дополнение ответов учащимися.
– Повторение определения пейзажа. (Слайд 3). «Пейзаж – жанр изобразительного искусства, где основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа». «Пейзаж» в переводе с французского языка означает «вид местности» (по-немецки – «ландшафт»).
Расширение понятия «пейзаж». Введение понятия «мотив».
У ч и т е л ь. Существует много видов пейзажей, но их можно классифицировать по сюжету, который называется «мотив пейзажа». Например, это может быть мотив дороги, мотив реки, леса, далей. Пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, могут создавать разные образы природы. (Слайд 4).
Работа по картине. Накопление материала для сочинения. Запись во второй колонке таблицы.
– Определите мотив картины «Березовая роща».
– Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?
– Захотелось ли вам оказаться на этой поляне, потрогать стволы берез, сорвать цветок или травинку, погладить листочек, принюхаться к волнующим ароматам леса?
– Сообщение о Плесской роще (из справочных материалов).
– Каково настроение картины?
– Опишите изображенные на картине объекты.
– Цветовая гамма картины. («Березовая роща» И. Левитана привлекает внимание своим цветовым ритмом, чередованием горизонтальных полос: нижняя – темно–зеленый покров травы, средняя – белые стволы берез и верхняя – опять густые зеленые тона).
– Какое настроение создают чередования светлых и темных полос? Свет и тень на полотне. (Солнечные лучи, проникая сквозь листву, освещают все предметы, создавая впечатление двигающихся теней).
– Почему А.П. Чехов назвал картину «улыбкой художника»?
– Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?
Чтение второй колонки. Обсуждение и дополнение ответов учащимися.
Составление плана. Запись в тетради.
3. Добывание знаний и практическое применение. Работа в группах.
У ч и т е л ь. Картину можно написать не только красками, но и словом. (Учащимся предлагается раздаточный материал с текстами стихов русских поэтов). Задание: исследуйте текст с точки зрения использования в нем изобразительно-выразительных средств, помогающих автору создать образ березы или картину лесного пейзажа.
– Перечитайте стихи еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению-описанию? Запишите эпиграф в тетрадь.
«Береза» (Всеволод Рождественский)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла, –
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза – и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется – в шуме березы
Есть что-то от русской души.
«Береза» (Сергей Городецкий)
Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.
И сам Ярила пышно увенчал
Концы волос зеленой кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зеленый.
«Смотри, как роща зеленеет...» (Федор Тютчев)
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, –
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
Работа по учебнику. Упр.№№ 474-476. («Русский язык». 7 класс. под ред. М.М. Разумовской и др.).
– Какие изобразительные средства использованы автором в тексте упражнения 474?
– В какой части сочинения можно использовать данный текст?
– Определите основную мысль текста упражнения 475.
– Какой может быть основная мысль вашей работы?
Работа над заключением. Прочитайте текст. (Слайд 5). «Какое русское, какое очаровательное дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Береза – это воистину крестьянское дерево. В нем и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка ряба, и даже молоко которое пьют по всей земле. Всматриваясь в березовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу.
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. И вспоминается много-много русских имен, таких же милых и светлых. Смотришь на березу и слышишь хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, балалаечные вариации, обязательно вспоминаешь юность и детство, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое».
– Определите главную мысль текста. Как можно использовать данный текст при написании заключения? (Другие варианты заключения).
– Какое место занимает природа в вашей жизни?
– Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове «природа»?
– А при словах «береза» или «березовая роща»?
– Вспомните о символическом значении березы в жизни нашей страны.
Чтение записей в колонке «заключение». Обсуждение ответов учащихся.
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап
Рефлексия. Форма проведения в технологии АМО – «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте… (Слайд 6).
Домашнее задание – написать сочинение.
|